Память – это способность нашего мозга сохранять различные сведения им воспроизводить их.
Основные характеристики памяти: объём – количество материала, которое способен запомнить человек, точность – способность безошибочно воспроизвести материал, долговременность – длительность сохранения материала в памяти, оперативность – способность вспомнить материал в нужный момент.
Виды памяти: по времени, кратковременная, долговременная, по запоминанию: осмысленная и механическая.
По органам чувств: зрительная, слуховая, двигательная.
Причины ухудшения памяти как правило, как правило низкий уровень внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д. Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.
Запоминается лучше всего интересная информация. Если человек сохраняет в себе и культивирует любопытство (а это врожденная психобиологическая . особенность высших животных), то получение новой информации (запоминание) сопровождается положительными эмоциями, которые закрепляют, фиксируют информацию в мозгу.
Кроме того, на память очень пагубно влияют вредные привычки, такие как злоупотребление алкоголем и курение. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака сужаются сосуды и наступает ухудшение кровоснабжения мозга, вследствие чего постепенно ослабевает умственная деятельность. Так же и алкоголь приводит не только к ухудшению памяти, но и к замедлению мозговой деятельности в целом.
Общие рекомендации для успешного запоминания.
1. Лучше всего память функционирует между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.
2. Повторение - мать учения. Дейл Карнеги называет повторение "вторым законом памяти" и приводит следующий пример: "Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это". Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если разбить его на смысловые части.
3. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное "зазубривание" материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить и сформировать установку на длительность, полноту и прочность запоминания (поставить цель запомнить надолго).
4. Материал заучивается лучше, если процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 мин, прерывается паузами отдыха 10-15 мин.
Число повторений заметно уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест.
5. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторить его незадолго до отхода ко сну.
6. Не для кого не секрет, что разные люди запоминают информацию по разному. Некоторые, например, лучше воспринимают информацию зрительно, а другие - на слух и т.д. Подбирая литературу, которая может дать ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью какой - нибудь отрывок из текста "про себя", другой вслух, третий - запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите, какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит. Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Так как комплексные впечатления, т.е. впечатления полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании материал еще лучше.
Самый эффективный метод запоминания, по мнению психологов- метод ассоциации.
Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.
Главный специалист-эксперт Ефремовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области Попова Юлия Андреевна