Для сохранения высокого уровня работоспособности школьников на протяжении всего учебного дня большое значение имеет правильная организация отдыха между уроками, т.е. перемен.
Требованиями санитарных норм и правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" установлено, что продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Перемены менее 10 минут в школе не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго или третьего уроков, т.е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи школьниками.
Исследованиями установлено, что в начальной школе наиболее благоприятен следующий вариант: две малые перемены и большая перемена в середине учебного дня.
В старших классах, где в день бывает по 6 уроков, большая перемена должна проводиться в середине учебного дня, т.е. после третьего урока.
В средней школе, в которой учатся и младшие, и старшие школьники, целесообразна организация двух больших перемен по 20 мин (после второго и третьего уроков). В этом случае младшие школьники завтракают после 2 урока, а старшие – в середине учебного дня – после 3 урока.
Помимо продолжительности, важным условием отдыха детей является его правильная организация. Лучшим отдыхом является смена одного вида деятельности другим. Переключение детей после умственной работы на активный отдых с подвижными играми, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Желательно все перемены проводить на свежем воздухе. Это, во-первых, увеличивает пребывание детей на свежем воздухе, которого, как правило, у школьников недостаточно, а во-вторых, предоставляет большие возможности для двигательной активности детей, являющейся их физиологической потребностью.
Не следует использовать перемены для шумных игр, требующих большого физического напряжения, чтения литературы, повторения уроков.
Главный специалист-эксперт Ефремовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области Попова Юлия Андреевна